11 Апр
BIT.GAMES: «Программисты - стильные ребята, которые будут править миром»

Пензенская компания BIT.GAMES специализируется исключительно на разработке игр с 2012 года. До этого, начиная с 2002 года, предприятие, действовало в четырех направлениях: игры, высоконагруженные web-проекты, разработка сайтов, разработка медиа-рекламы. Но волевым решением руководство компании выбрало наиболее перспективное направление – игры и «отсекло» все остальное.
 
Наиболее известным проектом BIT.GAMES является игра для социальных сетей «Домовята». Всего компания реализовала 11 игровых проектов. Сегодня в BIT.GAMES работает 55 сотрудников. Компания является членом Ассоциации разработчиков ПО г. Пензы SECON и принимает активное участие в проектах Ассоциации и ее мероприятиях.
 
В публикуемом ниже интервью мы поговорили с генеральным директором BIT.GAMES Владимиром Розовым о рынке труда в отрасли IT, о социальном положении программистов в провинции, о роли IT-шников в управлении современным миром и многих других интересных вещах.
 
Владимир, какими проектами сейчас занята компания?
 
Мы продолжаем поддерживать и улучшать наш наиболее известный проект «Домовята» - игру, которая привлекала в лучшие дни более 400 000 пользователей в день, а сейчас дневная аудитория у нее чуть более ста тысяч пользователей. Также мы развиваем социальную игру «Золушка. Заколдованное королевство», в которую играет около пятидесяти тысяч игроков в день. И разрабатываем две новых игры – одна их них для социальных сетей, создаваемая в популярном жанре «три в ряд», другая – это почти постапокалиптическая RPG для мобильных устройств.
 
Мы не раз уже обожглись на экспериментах, которые нам как разработчикам были интересны, а широким массам пользователей – нет. Поэтому сейчас разрабатываем игры, которые по нашей оценке точно должны привлечь много участников. Ведь наша компания - она не только про интерес, но и, всё-таки, про деньги.
 
Выручку приносят внутриигровые покупки?
 
Да, а сами игры бесплатны. По опыту «Домовят», которые существуют 5-й год, могу сказать, что платит в игре примерно 1% от ежедневной аудитории. В нашем случае этого достаточно, чтобы игра могла развиваться и радовать пользователей.
 
Скажите, зачем BIT.GAMES стала членом Ассоциации разработчиков ПО г. Пензы?
 
Это позволяет нам проводить совместные мероприятия – образовательные, например, или отраслевые конференции. Для нас – это один из способов найти сотрудников, потому что бывают моменты, когда их вообще негде взять. Поскольку, как вы знаете, вузы выпускают на рынок труда огромное количество экономистов и юристов, а программистов немного, и учатся они часто не тому. Иногда вообще не учатся, а просто ходят на занятия и потом работают эникейщиками, сисадминами – там, где нужно знать определенное ПО, а программирования знать не нужно.
 
Мы, сотрудничая с Ассоциацией, хотим популяризировать профессию программиста, чтобы через, скажем, 5 лет программистов стало больше. Чтобы они сами к нам стучались, а не мы их растили. Сейчас мы берем студентов, у которых есть некий «огонь в глазах», учим их на практике, и они остаются у нас работать. Иногда бывает обидно, когда выучившиеся у нас программисты уезжают.
 
Чаще всего они это делают не потому, что у нас плохо, а потому что где-то лучше. Уезжают, например, из-за среды обитания. Людей не устраивает тот уровень развлечений, который есть в городе. Или не устраивает спортивная инфраструктура, культурная среда. Был случай, когда человеку надо было иметь более широкий выбор залов для занятий йогой. Таких людей, конечно, притягивает столица.
 
Шикарно живете, товарищи программисты!
 
На самом деле, такие потребности есть не только у программистов, а вообще у профессионалов в той или иной сфере, которые ищут пути для личного, духовного развития.
 
А как у BIT.GAMES происходит «отлов» молодых ребят с «огнем в глазах»?
 
Чаще всего они приходят сами после нашего участия в отраслевых публичных мероприятиях, хотя прямой корреляции с этим нет. Бывает, подходят знакомиться на мероприятиях, задают вопросы. Просятся поработать для начала в качестве тестеров.
 
А вы не считали, какие деньги тратит компания на обучение специалиста, который начал работу с позиции того же тестера?
 
Нет, не считали даже примерно. Потому что молодые ребята сразу начинают участвовать в разработке и даже в самом начале своей карьеры уже приносят компании доход. То есть, они создают некий код, который входит в релиз продукта, а сам продукт приносит деньги сегодня или, как мы надеемся, будет приносить в будущем. У нас нет какого-то отдела, который специально тренирует новичков. Всех мы сразу включаем в работу над реальными проектами.
 
Базы знаний у нас нет – не знаю, хорошо это или плохо. Она вся в головах у опытных специалистов и в программном коде, который написан.  По словам наших программистов, пока мы пишем код, а потом документацию для него, они успевают устаревать. Поэтому наш главный архитектор программных продуктов вынужден постоянно апгрейдиться сам и апгрейдить других. И знания передаются от человека к человеку. И мы стараемся «плодить» носителей знаний.
 
Получается, что у вас создан такой несколько туманный человеческий капитал, и знания передаются, как в каком-то Шао-Лине, от сэнсея к ученику?
 
Да. И это рискованно на самом деле. Поэтому мы стараемся носителей знаний удерживать в компании. Наверное, нам повезло, что один из сооснователей компании и главный программный архитектор Павел Щеваев, который прошел с нами все тяготы и лишения, продолжает заинтересованно работать в BIT.GAMES.
 
Получается незаменимые все-таки существуют?
 
Не то, чтобы прямо «незаменимые». Все как бы равны, но некоторые немного «равнее» других. Незаменимых нет, но многих очень жалко было бы потерять.
 
Почему компания в 2012 году решила сосредоточиться именно на геймдеве?
 
У нас была ситуация из разряда «ты ешь, пока ты работаешь». То есть, сделали один сайт, надо искать нового заказчика. В направлении high load тоже было примерно так же – один проект работает, мы его поддерживаем, но вдруг владелец решил сменить подрядчика, и мы опять вынуждены искать нового.
Ситуация с играми принципиально другая. Проекты работают, но нам не нужно делать активные продажи, не нужно постоянно убеждать условных «заказчиков». Я, скажем, один раз пообщался с инвестором игры, получил инвестиции. А усилия были потрачены такие же, как на одну продажу услуг разработки сайта. При этом результат вообще другой, несоизмеримо другой. Поэтому мы выбрали именно такие – «длинные» проекты, в которых существует как бы пассивная выручка. И в 2012 году основная команда продолжила работать над играми, ребята которые работали над разработкой сайтов, выделились в нашу дочернюю структуру, оперативное управление которой мы не осуществляем.  А группа специалистов, которая работала над высоконагруженными проектами, создала собственную компанию, поскольку участвовать в разработке игр им было неинтересно.
 
Философия программиста-игродела как-то отличается от философий программистов других направлений?
 
Наверное, не особенно. Многие ребята, которые у нас разрабатывали сайты, теперь делают игрушки. Но отмечу, что программист – это человек творческий, который не только делает работоспособный код, но и имеет потребность в высокой культуре программирования. А культура программирования в нашей компании такова, что у нас создается хороший продукт обязательно с красивым кодом внутри. С кодом, который не просто хорошо работает, но и не является при этом корявым.
Часто люди, которые по каким-то причинам с нами расстались, нам рассказывают, что в новых компаниях, в которые они устроились, ситуация с кодом «как было в BIT.GAMES года 3-4 назад».
 
А по каким причинам люди уходят?
 
Кроме тех, о которых уже говорили, это может быть карьерный рост. У нас ведь компания горизонтальная. Нет отделов, подотделов. Есть только руководители проектов, и сотрудники ротируются между проектами. Нет такого, чтобы программист мог вырасти до начальника отдела. Как максимум он может стать руководителем проекта. А некоторым людям именно карьерный рост важен, ступеньки карьерной лестницы.
 
Много ли рутины в работе сотрудников BIT.GAMES?
 
Про программистов не скажу, а вот художники иногда «вешаются». В тех же «Домовятах» постоянно приходится рисовать новые комплекты одежды, мебели и т.д. А за 4,5 года существования проекта было столько всего нарисовано… Как люди говорят, «сто тыщ мильёнов». За год-два люди устают и мы переводим их, по возможности, на другие игры…
 
Программисты тоже работают с некоей динамикой. Меняют программную среду, языки - с того же, например, PHP на C# или С++.  Когда-то был очень большой вызов для программистов, когда в «Домовята» пришла куча пользователей, и начали падать сервера. Пришлось срочно создавать распределенную структуру, искать оборудование, совместимое с ПО, получать новые знания. Недавно мы начали совершать переход от веб-разработки к разработке для мобильных платформ. Также, если последние четыре-пять лет мы делали только 2D игрушки (в 2010 году для приложений в социальных сетях этого было достаточно для успеха), то сейчас принялись за 3D. Та же мобильная RPG будет в 3D. В общем, не скучно у нас программистам. 
 
  
Программисты вашей компании довольны своим доходом? Их устраивает работа в провинции, зарплата позволяет содержать семьи?
 
Думаю, да. Семейных у нас много – на Новый Год, когда устраиваем елку, приходят 27 детей сотрудников. У нас есть работники с двумя детьми. В последний год прошли несколько свадеб, сейчас в декретном отпуске 3 сотрудницы.
 
Не увольняете их, ждете обратно? Вы гуманные?
 
Да, мы добрые и пушистые. Мы расстаемся только с теми, с кем не сходимся характерами или с теми, у кого так складываются личные обстоятельства. С деньгами и комфортом работы в компании расставания, как правило, не связаны.
 
Всем задаем этот вопрос: представьте, что вы разговариваете с молодым человеком, которые на перепутье, решает для себя – пойти ему в программирование или нет? Как бы вы ему объяснили, что стоит пойти?
 
Стоит потому, что это интересно. Потому что программист может быстро достигать профессионального результата и радоваться ему. Программист может всегда увеличивать уровень своего мастерства, и при этом ему не нужно впрямую с кем-то соревноваться, чтобы достичь высоких результатов. Чаще всего ему нужно соревноваться с самим собой и с поставленной задачей.
 
Быть программистом хорошо, потому что это востребованная специальность и денежная. Также программист, который делает игры, как в нашем случае, вращается в творческом коллективе, в котором много художников, и художники эти - чаще всего, ну или по крайней мере у нас, девушки. И нам так везет, что все они милые и красивые. Так что, это тоже плюс :)
 
Ну и программист имеет довольно высокий статус в социуме. Прошли те времена, когда все считали, что программисты – это бородатые, скучные парни в растянутых свитерах. Сейчас программисты – это стильные ребята, которые живут и работают в достойном окружении.
 
И вообще, лет через 20 программисты будут править миром, потому что вся инфраструктура цивилизации начинает управляться программно…
 
Да они уже сейчас правят. Если вдруг что-то сломалось – то беда, все ищут программистов, которые могут это исправить, или наоборот тех, кто это совершил :)


 

 

Яндекс.Метрика